В чем отличие простой письменной формы от нотариально заверенной при сделках с недвижимостью?

Чем отличается договор купли-продажи, составленный в простой письменной форме, от нотариальной формы договора, который был подготовлен профессиональным нотариусом? Этот вопрос часто задают клиенты нашей нотариальной конторы. Сегодня мы расскажем о различиях двух совершенно разных форм договора. В этой статье вы найдете ответы на важные вопросы, которые помогут вам определиться с правильным выбором формы договора купли-продажи при сделках с недвижимостью.

Договор купли-продажи многогранен и на бумаге содержит весь перечень взаимных прав и обязанностей, оговоренных сторонами устно. От того, каким образом вы оформите ваши «отношения» с объектом приобретения, напрямую зависит ваше качество жизни.

Договор купли-продажи недвижимого имущества (далее ДКП) может быть составлен в двух формах, разрешенных действующим законодательством: простой письменной и удостоверенной нотариально. Обе формы успешно работают на рынке, но есть много существенных отличий, на них мы и остановимся.

Важным является тот факт, что граждане, подписывая ДКП в простой письменной форме (далее ППФ), полагаются на лиц, не имеющих достаточного опыта и знаний ни в проверке представленных на сделку документов, ни в написании правильного текста ДКП, и тем самым подвергают себя большому риску.

Если после сделки Продавец, члены его семьи или «третьи лица» предъявят претензии, и оспорят эту сделку в суде, то вопрос, признают ли сделку недействительной, будет во многом зависеть от формы и содержания договора. И тут совершенно не поможет, что такая сделка зарегистрирована в Росреестре, т. к., особенно на сегодня, Росреестр регистрирует только факт перехода права! И более ничего!

Нотариус, получив еще только копии документов для подготовки к сделке, выполняет сразу несколько проверок: проверку на легальность предыдущего перехода права, не были ли нарушены чьи-либо права в предыдущей сделке, выполнены ли условия оплаты предыдущего договора и т.д.

Кроме этого, на основании даже копий паспортов проводится проверка на действительность представленного документа, а также проверка на банкротство физического или юридического лица, проверка на принадлежность к какой-либо террористической организации и т.д. Надо иметь в виду, что проверяются обе стороны ДКП. Указанный перечень работ, проводимых нотариусом и его помощниками при подготовке к сделке, далеко не полный, и совершенно невидимый клиентам.

Нотариус в процессе подготовки сделки лично задает вопросы сторонам договора, дабы выяснить истинность мотивов, побуждающих их к проведению сделки, особенно, если одной из сторон является слабозащищенная часть населения: несовершеннолетние, лица престарелого возраста, инвалиды различных групп заболеваний и т.д.

Удостоверение сделки проводится в помещении кабинета нотариуса, в котором находятся только он и стороны по договору. Кроме того, по согласию сторон, ведется видео и аудио запись проведения сделки, и в случае возникновения каких–либо тяжб, нотариус может предоставить запись в качестве доказательной базы.

Неоспоримым также является тот факт, что нотариус гарантирует сторонам законность проведения сделки и отвечает за нее всем своим имуществом, и поэтому нотариусы каждый год страхуют свою профессиональную деятельность на сумму не менее пяти миллионов рублей.

Важным является и то, что согласно ФЗ № 395 от 29 декабря 2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сделка, удостоверенная нотариусом, не подлежит доказательству. Это означает, что после отмены соответствующих функций Росреестра, единственным лицом, гарантирующим правомерность сделки, будет НОТАРИУС.

Также следует отметить, что сделка, удостоверенная нотариусом, регистрируется в течение 1 (одного) рабочего дня (следующего за днем приема документов и оплаты государственной пошлины), и для этого вам не нужно идти в МФЦ, выстаивать там длинные очереди – эту функцию может исполнить нотариус на основании вашего заявления.