Нотариальное удостоверение сделок и договоров

Удостоверение сделок — нотариальное действие, необходимое для обеспечения законности договорных отношений. Его суть состоит в разъяснении смысла и юридических последствий заключаемого соглашения, а также в проверке содержания текста договора на соответствие действительным намерениям сторон и действующему законодательству.

Для получения услуги нотариального удостоверения сделки ее участники должны предоставить:

  • паспорта;
  • учредительные документы (для юр. лиц.);
  • свидетельства ИНН и ОГРН (для юр. лиц и ИП);
  • правоустанавливающие документы на имущество, передаваемое по договору;
  • согласие супругов на его заключение (при необходимости);
  • проект договора (при наличии);
  • доверенности и паспорта представителей (при необходимости).

Конкретный перечень документов зависит от вида соглашения, поэтому необходимо предварительно получить консультацию в нотариальной конторе.

Нотариус проверяет представленные бумаги и, если заключаемый договор не противоречит закону, производит на нем удостоверительную надпись. Каждая из сторон получает по экземпляру этого документа.

Согласно основным правилам удостоверения сделок, обратиться к нотариусу можно по желанию участников. Вместе с тем, закон определяет ряд исключений. Обязательному заверению подлежат следующие договора:

  • дарения, купли—продажи и залога долей ООО;
  • ренты;
  • брачные контракты;
  • завещания;
  • предварительные соглашения по сделкам, которые будут заверяться нотариально;
  • соглашения о расторжении, изменении, а также переуступке долга по нотариально заверенным сделкам.

Важный нюанс: обязанность по удостоверению сделки может быть предусмотрена не только законом, но и договором. Если какая—либо из сторон уклоняется от обращения к нотариусу, а вторая уже исполнила свои обязательства (частично или полностью), то признать договор действительным можно в суде. После этого заверять сделку у нотариуса не нужно.

Генеральная доверенность

Генеральная доверенность подразумевает передачу представителю полномочий на совершение любых действий, соответствующих закону, от имени доверителя. Документ оформляется только в письменной форме, в случаях, установленных законом, он удостоверяется нотариально.

Правила оформления доверенностей не предусматривают жестких требований к ее содержанию, тем не менее, она должна иметь некоторые обязательные реквизиты:

  • дату составления;
  • место выдачи;
  • имена (названия) доверителя и доверенного лица;
  • срок действия;
  • перечень полномочий;
  • подпись доверителя;
  • печать (для юр. лиц).

Для того чтобы у представителя не возникло проблем с реализацией полномочий, при оформлении доверенности стоит учесть определенные нюансы:

  • сведения о сторонах должны включать в себя полные паспортные данные физических лиц или наименования организаций с ИНН, регистрационными данными и юридическим адресом;
  • суммы и сроки нужно прописывать не только цифрами, но и словами;
  • полномочия представителя должны четко определять перечень действий, которые он вправе совершить;
  • дата выдачи — это обязательный реквизит, без которого доверенность считается недействительной;
  • срок генеральной доверенности — не больше 3 лет, если он не обозначен, то документ сохраняет силу 1 год с момента выдачи;
  • доверенности юридических лиц должны заверяться подписью руководительля и печатью.

С образцами генеральных доверенностей можно ознакомиться в нотариальной конторе.

Оформление генеральных доверенностей физических лиц и организаций

Порядок оформления доверенности зависит также и от юридического статуса доверителя. Документы, выдаваемые физическими лицами, должны быть заверены у нотариуса. Как правило, эти доверенности передают представителям права на управление каким-либо имуществом (автотранспортом, недвижимостью и т. д.). Чтобы избежать злоупотреблений, необходимо тщательно продумать набор полномочий. При оформлении доверенности у нотариуса можно получить подробную консультацию и составить документ с оптимальным содержанием.

Генеральная доверенность ИП передает представителю весь спектр прав, которыми обладает предприниматель: заключение сделок, сдача отчетности, получение документов, регистрация ККМ, открытие/закрытие счетов и многое другое. Этот документ необходим для эффективного ведения бизнеса, при его выдаче также стоит определить “безопасный” набор прав. Нотариальное удостоверение доверенностей ИП обязательно.

Генеральная доверенность организации может включать в себя полный комплекс прав, которые имеет руководитель. Важный нюанс заключается в том, что полномочия представителя не должны выходить за рамки устава. Этот документ может оформляться в обычной письменной форме без нотариального заверения. Необходимо отметить, что на практике отсутствие удостоверительной надписи нотариуса приводит к сложностям при реализации полномочий: контрагент может отказаться заключить сделку, усомнившись в ее законности. Кроме этого, оформление нотариальной доверенности необходимо, если представитель планирует передоверить свои полномочия третьему лицу, а также в установленных законом случаях, например, для заключения сделок, имеющих обязательную нотариальную форму.

Документы для оформления нотариальной доверенности

Чтобы оформить доверенность у нотариуса, нужно предоставить:

  • паспорта доверителей, паспортные данные доверенного лица/лиц;
  • регистрационные данные, ИНН, ОГРН (для юр. лиц и ИП);
  • выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП (для юр. лиц и ИП);
  • документ о назначении полномочиями руководителя (для юр. лиц);
  • документы на имущество (при необходимости).

Стоимость оформления генеральной доверенности и другую информацию можно узнать в нотариальной конторе.